Филиал ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Тульской области» продолжает ретроспективу жизни на территории Липецкой, Орловской и Тульской областей в годы Великой Отечественной Войны.
С 28 ноября 1941 и по 10 января 1942 Крапивенский район был оккупирован врагом. Фашистская оккупация продлилась около 42 дней. За это время местные жители, а также лесники, преподаватели и учащиеся Крапивенского лесхоз-техникума проявили чудеса героизма.
Более 420 человек участвовали в этой жестокой войне, многие не вернулись домой.
Осенью 1941 линия фронта стремительно приближалась. В дома местных жителей стали приходить отступающие советские солдаты. По лесам бродили одичавшие лошади.
Пришедшие немцы стали размещаться в домах местных жителей, некоторых выгоняли из дома. Постоянно топили печи, резали домашний скот: кур, свиней, баранов.
По свидетельствам местных жителей на постое в их домах были не только немцы, но и представители других национальностей, возможно венгры или румыны. Завоеватели были очень грязными: тут же ели и тут же на столе давили вшей.
С первых дней оккупации на территории района стал действовать партизанский отряд, возглавляемый преподавателем техникума Петровым Иваном Васильевичем. С наступлением холодов партизаны часто навещали лесные кордоны, где посильную помощь оказывал лесник Устинов А.Д.
Андрей Дмитриевич Устинов родился в 1895 году в селе Селиваново, окончил 3 класса работал у помещиков: стерёг скотину, занимался домашними делами. Участвовал в первой мировой войне, а во время революции перешёл на сторону Красных. Служил в пехоте, был ранен. По окончанию гражданской войны демобилизовался.
В 1919 году женился, а через год поступил работать лесником в Николаевский кордон Крюковского лесничества. Через три года его перевели в Труновский кордон. Там он проработал до самой Великой Отечественной Войны. Супруга Устинова, Ольга, была на редкость гостеприимная и уважительная по отношению ко всем окружающим людям. Дети их, Николай, Виктор и Василий очень любознательные, с малых лет любили лес, были примером для сельской молодёжи.
Старший сын, Николай, окончил Селивановскую семилетнюю школу, поступил в Крапивенский лесной техникум, но вскоре его забрали в армию. Попал в пограничные войска, в кавалерию. Младшие братья также закончили Селивановскую школу и хорошо учились в техникуме, с усердием занимались изучением специальных дисциплин, таких как: лесоводство, лесозащита, лесная таксация и др. Практические работы знали с малых лет, постоянно помогая своему отцу. Летом заядлые грибники, зимой-лыжники. Они приносили из леса различные сувениры, помогая собирать необходимый материал для музея техникума. Особенно был дружен с братьями студент – Зудин Константин. Сам москвич, на зимние каникулы не уезжал домой, а жил у Устиновых.
Война как и многих, застала эту семью врасплох. Николай в армии, вестей нет подолгу. Андрей Дмитриевич по комиссии РВК оставлен как запас II очереди, по болезни. Василий перешёл на третий курс, а Виктор на второй.
Осенью занятия в техникуме прекратились, но ребята не сидели без дела. Они раз за разом ходили в село Головеньки, где размещался штаб фашистов.
На молодых парней, плохо одетых, да и знакомых с местными ребятами никто особо не обращал внимания. Приходя домой они рассказывали что делается в штабе. Все эти сведения необходимы для партизан.
Оккупанты знали что где-то действует партизанский отряд, но следов они никак не могли найти. Так продолжалось до ноября 1941 года.
Никто не знал и не подозревал что рядом с партизанами враг. В лице соседа и товарища по работе был шпион Гестапо, предатель, который в одно пасмурное утро привёл целый отряд карателей, окруживших дом Устиновых, которые увели из дома его хозяина – Андрея Дмитриевича, Василия, Виктора и Костю Зудина. В Головеньках заперли в школе и на следующий день, 20 ноября расстреляли.
В братской могиле в селе Селиваново в центре усадьбы «Крапивенский лесхоз-техникум» установлена мемориальная доска с их фамилиями.
Ещё одна трагедия случилась в лесном посёлке Редочи. Незадолго до войны Михаил Семенов, окончив лесной техникум, приехал с женой и двумя маленькими дочками в лесной поселок работать лесничим. Высокий, со светло-русым волнистым чубом, глаза - синее небо, губы готовые вот-вот рассмеяться. Веселый, общительный, полный сил и энергии. Люди тянулись к нему, шли с радостью и бедой.
В лесу работы было много. Рано с утра в засеке гудели пилы: пилили лес двуручными лучковыми пилами, тут же у пня кряжевали и конной трелевкой перемещали тяжелые бревна к местам погрузки.
Лесничий разбил в лесничестве питомник, где выращивал дуб, клен, ясень. Посадил деревья кедра, ели сибирской, девичий виноград. Выросли деревья, посаженные Семеновым: отливает голубизной ель, величаво поднял ветви кедр, обвил виноград дом, где когда-то жил Семенов с семьей. Гордо стоят высокие дубы, ясеня, клены, посаженные в засеке, как живой памятник, напоминая о нем.
А тут случилась война. Всех мужиков забрали на фронт, опустели деревни и поселок Редочи. Остались женщины, дети и старики. В засеке тихо - работы никакой. Поют только птицы, не знают еще беды. Уже в сорок первом через засеку шли беженцы: грязные, оборванные, сильно изможденные, несли за плечами скарб, малых детей, постарше шли рядом. Бежали от войны с запада, а война шла им навстречу.
А в поселок Редочи весть о немцах, занявших Крапивну, принес подросток. Труженики леса уходили в партизаны. В лесах уже действовал партизанский отряд. Лесничий Семенов стал активно помогать партизанам: доставлял нужный провиант, приносил сведения о немцах. Он ежедневно ходил в лес, в партизанскую базу, но ночевать не оставался, боялся за жену и дочек.
По доносу русановского счетовода немцы узнали, что в Редочах живет лесничий с семьей - пособничает партизанам. Немцы вызвали лесничего в комендатуру под предлогом, что нужен лес для строительства. Михаил сам пошел в Крапивну, чем он руководствовался – неизвестно.
Шел снег, мела поземка и рано утром в подшитых валенках, в шапке-ушанке шел он дорогой на Тризново, Проскурино в Крапивну. Шел, чтобы больше не вернуться.
Морозным днем после обед согнали оккупанты население Крапивны на площадь. Это были женщины, старики. У школы на толстом тополе на суку была сделана петля. Ужасную смерть уготовили Михаилу немцы. Только с третьего раза затянулась петля. На грудь прикрепили дощечку: «Помогал партизанам». Так оборвалась короткая жизнь лесничего Михаила Павловича Семенова.
На утро жена повешенного пошла в комендатуру: просить, чтобы отдали тело мужа - нужно похоронить. Не разрешили, и еще много раз она ходила и возвращалась ни с чем. Житель деревни Тризново Комаров Никонор Иванович сумел упросить коменданта и привезти на подводе тело лесничего. Сколотили гроб, вырыли могилу у реки Мощены на самом красивом месте, где дубы, ясеня, клены шумят, журчит ручей и играет иволга на «флейте», и похоронили лесничего.
В 1965 году по решению Щекинского райвоенкомата перезахоронили Семенова. Приехали солдаты, вскрыли могилу, собрали останки в обшитый кумачом гроб. Гроб поставили в Жердевский сельский клуб, выставили почетный караул. Пришло много людей: родные и те, кто знал лесничего, и кто не знал, а только слышал о нем.
Перед отступлением немцы угоняли в Германию скот и людей. Местные жители Прятали родственников в домах, вымазывали их лица для маскировки сажей и салом. Был сожжен ряд деревень. Фашисты приносили в дома соломы, поджигали её и уходили. После местные жители тушили солому, однако видя, что лома не горят оккупанты возвращались и снова поджигали.
Фашисты пытались взорвать учебные корпуса техникума, но стремительное наступление советских войск сорвало их планы.
Материалы предоставлены ГПОУ ТО «Щёкинский политехнический колледж»